Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

« Нижнегакваринская школа-сад»

 

Проект на тему:

«Моя малая родина-Гаквари».

 

                                                                                                                           

 

 

                                                       Воспитатель старшей группы: Абакарова А.У.

 

 

 

с.Н.Гаквари.

                                             «Посвящение Гаквари»

Равны во мне планета и аул

Где белый свет увидел я впервые

И ветер странствий ветер не задул

Любви к нему, когда я жил в России

Пусть пролетели лучшие года

Стремительною снежною лавиной

Но час пройдет и болше никогда

Мой Гаквари, тебя я не покину.

                                                                                    М. Абдулхабиров

Паспорт проекта:

Тема проекта: « Моя малая родина- Гаквари»

Воспитатель: Абакарова Асият Узумгаджиевна.

Участники проекта: воспитатели, дети старшей группы и их родители.

Тип проекта: долгосрочный

Вид проекта: познавательно-исследовательский.

Срок реализации проекта: сентябрь-май

Любовь маленького ребенка - дошкольника к Родине начинается с любви к самым близким людям: отцу и матери, дедушке и бабушке, с любви к своему дому, улице, на которой он живет, к детскому саду, к родному селу и т.д.

 Мы живем в сложное время, когда отклонения становятся нормой: нормой стало всячески уклониться от службы в армии; нормой стало видеть в домах престарелых пожилых родителей, при живых детях; также нормой стало – видеть в домах ребенка детей, при живых родителях.

Актуальность данной проблемы заключается в том, что:

Дети, начиная с дошкольного возраста, страдают дефицитом знаний о родном крае, стране, об особенностях традиций. Результатом этого является равнодушное отношение к близким людям, товарищам по группе, недостаток сочувствия и сострадания чужому горю.

Как бы ни менялось общество, воспитать у подрастающего поколения любовь к своей стране, гордости за нее – необходимо всегда. Дошкольный возраст– фундамент  общего развития ребенка, стартовый период всех высоких человеческих начал. Сейчас в период нестабильности в обществе, возникает необходимость вернуться к лучшим традициям нашего народа, края, к его вековым корням, к таким вечным понятиям, как род, родство, Родина.

Знакомство детей с родным краем: с историко-культурными, национальными, географическими, природными особенностями формирует у них такие черты характера, которые помогут им стать патриотом и гражданином своей Родины. Ведь, яркие впечатления о родной природе, об истории родного края, полученные в детстве, нередко остаются в памяти человека на всю жизнь.

Проблема:

Большое значение для познавательного, социально-личностного и нравственного развития детей дошкольного возраста имеет знакомство с родным селом, его достопримечательностями, улицей, на которой проживает ребенок, с известными людьми, природными памятниками, социальными объектами.

Родители, даже коренные жители, имеют недостаточно знаний о своем селе, районе, не уделяют должное внимание данной проблеме, считая ее неважной, дети не владеют достаточной информацией о родном селе. Не имея достаточного количества знаний, трудно сформировать уважительное отношение к малой Родине.

Следовательно, мы считаем данную проблему актуальной не только для нашего детского сада, но и для общества в целом.

Цель проекта: сформировать у детей и родителей устойчивый интерес к культурным ценностям села, ознакомление с его прошлым и настоящим, чувство уважения к его жителям, гордость от осознания принадлежности к жителям села Гаквари через обогащение  и систематизацию краеведческих знаний и представлений, ознакомление с животным и растительным миром родного края.

Задачи:

- Знакомить детей с достопримечательностями села, с названиями улиц.

- Формировать представление детей о праздниках, обычаях и традициях своего народа.

- Расширять знания детей о профессиях села и значимости их труда.

- Воспитывать любовь к родному селу, бережное отношение к растительному и животному миру края.

- Повысить уровень компетентности родителей по вопросам патриотического воспитания старших дошкольников через использование активных форм  взаимодействия.

 

 

 

Этапы работы:

1 этап - Подготовительный, включает в себя

- определение цели и задач проекта, составление плана проекта;

- формирование интереса детей к знакомству с историей и культурой родного села, его достопримечательностями.

- анкетирование родителей и детей, с целью выявления уровня знаний и представлений об истории  и культуре родного края.

2 этап – Основной

- образовательная деятельность с детьми и родителями;

- исследовательская деятельность с детьми;

- проведение экскурсий, мероприятий совместно с семьями воспитанников;

- пополнение развивающей среды;

3 этап – Заключительный

- выявление уровня знаний, умений, навыков по данной теме;

- систематизация собранного материала по теме;

- презентация проекта;

Планируемые результаты реализации проекта:

- Обогащение и систематизирование знаний детей об истории села и его культурных ценностях. Сформирование устойчивого интереса к изучению данной проблемы.

- Повышение родительской компетентности по представленной проблеме.

- Участие семей воспитанников в учебно-воспитательном процессе.

- Разработать методическое и дидактическое сопровождение по данному разделу.

- Реализация проекта позволит повысить детскую, родительскую и педагогическую компетентность в вопросах истории, культуры села, поможет сформировать заботливое отношение к родному селу, к ее природе.

Методы проекта:

1.Наблюдения

2.Совместные игры

3.Анкетирование

4.Познавательные игровые занятия.

5 Беседы.

 

Перспективы развития проекта:

Продолжать работу в оборудовании уголка по патриотическому воспитанию, мини-музей «Очаг мой - родной Гаквари».

Перспективный план по разделу                                                            

  «Я люблю свою малую Родину – Гаквари»

 

месяц

 

Формы работы

Сентябрь

 

Мой любимый детский сад

1.Экскурсия по детскому саду и знакомство с трудом сотрудников

Цель: познакомить с помещениями и сотрудниками детского сада.

2.Беседа о важности труда всех людей, работающих в детском саду

Цель: углубить знания детей о том, что в детском саду работает много людей, которые заботятся о них.

3.Пение песен и чтение стихов о детском саде.

Цель: развивать речь детей.

4. Беседа: «Наш детский сад»

Цель: закреплять, углублять и расширять знания детей о работе воспитателя, помощника воспитателя, повара, дворника, кочегара, сторожа.

 5.НОД: «Будем дружно мы играть»

Цель: уточнить знания детей о доброжелательном отношении к сверстникам, о том, что надо играть дружно.

6.Выставка детских рисунков на тему «Мой любимый детский сад»

Цель: вызвать у детей желание отражать в рисунке свои впечатления и представления.

7. Составление альбома «Мой любимый детский сад»

Цель: воспитывать любовь к своему детскому саду, воспитывать уважение к сотрудникам детского сада.

 

октябрь

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Моя семья

1.«Моя семья»

Цель: формировать представление о составе семьи, воспитывать любовь и уважение к близким родным людям.

2.Рассказы детей о членах семьи на основе личного опыта.

Цель: прививать любовь и уважение к близким, родным, уважение к их труду.

3.Беседа: «Уважай отца и мать – будет в жизни благодать

Цель: воспитывать любовь и уважение к родителям.

4.Рисование на тему «Моя семья»

Цель: вызвать у детей желание отражать в рисунке свои впечатления и представления. Воспитывать любовь и уважение к членам своей семьи.

5.Сюжетно-ролевая игра

        «Семья»

Цель: воспитывать любовь и уважение к членам своей семьи.

6. Пословицы и поговорки «О семье»

ноябрь

 

 

 

1.НОД «Мамы всякие нужны, мамы всякие важны»

Цель: закрепить знания детей о труде мамы дома и на работе, воспитывать чувство любви, уважения и заботы о женщинах; расширять представления о профессиях.

2.НОД «Государственный флаг РФ»

Цель: познакомить с Государственным флагом РФ, назначении, символике цветов и их взаиморасположении.

3.Беседа «Наша Родина – Россия»

Цель: уточнить, углубить знания и представления о России (территория, президент, столица, язык)

4.НОД «Путешествие из Москвы в Дагестан»

Цель: продолжать знакомить с республикой и с ее символами;

5.Чтение стихов о Родине и маме.

Цель: воспитывать чувство любви и уважения к Родине и матери, развивать речь

6.Рисование на тему:

«Каспийское море»

Цель: вызвать у детей желание отражать в рисунке свои впечатления и представления.

7.Беседа «Цумадинский район, Гаквари – моя малая Родина»

Цель: воспитывать любовь и уважение к малой Родине.

8.Чтение и разучивание стихов о своей малой родине – Гаквари

Цель: развивать речь детей, память.

9.Экскурсия на мельницу.

Цель: дать детям понимание того, каким нелегким трудом достается хлеб, воспитывать уважение к труду   

хлеборобов.

9.НОД «Пеку, пеку хлебушек»

Цель: познакомить с процессом выращивания хлеба, дать представления о том, как хлеб пришел к нам на стол;

Воспитывать бережное отношение к хлебу, уважение к человеческому труду, понимание того, что труд каждого делает нашу жизнь, страну лучше и богаче.

10. Нод по музыкальному развитию:

Разучивание гимна Дагестана на аварском языке.

Цель: развивать речь, память детей, воспитывать любовь и уважение к родному аварскому языку.

 Декабрь

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Новый год у ворот                                                                                                       1. НОД «Что за праздник у ворот»                                                              Цель: расширять и углублять знания детей о новогоднем празднике.

2.Беседа: «Мой дом, улица, на которой я живу»                                            Цель: продолжать знакомить детей с родным селом, развивать коммуникативные умения.

   3.Беседа: Природа родного края                                           Цель: формировать представление детей о красоте природы родного края, воспитывать чувство гордости за то, что они живут в такой прекрасной стране.

 4.Жилые и административные здания. Конструирование                                                                    Цель: Обобщать и систематизировать знания детей о разнообразии зданий.

5.Беседа: История возникновения села Гаквари.

Цель: познакомить детей с историей возникновения села; развивать умение понимать неразрывную связь «прошлое» - «настоящее»

6.Гимн Гаквари – ознакомление детей.                                                 Цель: развивать память, речь детей

7.Рассматривание фотографий с изображением памятников природы Гаквари: Зайнкорт, Бездонное озеро, Еловая роща, Дуб-гигант.

Цель: прививать интерес и любовь к родной природе.

8.Изготовление альбома «Гаквари – мой дом родной»

Цель: прививать любовь бережное отношение к природе, расширять знания детей о родном крае.

9. Стенд «Моя малая родина – Гаквари»                                                Цель: расширять знания детей о родном крае

10. Беседа: «Животный мир нашего края».                                    Цель: формировать представление об условиях среды, к которой приспособились животные нашего края; развивать у детей познавательный интерес к жизни животных нашего края; воспитывать бережное отношение к животным.

11.Праздник «Новогодний карнавал»                                                  Цель: создать у детей радостное настроение

январь

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Беседа: «Традиции села»

Цель: Воспитывать чувство гордости от осознания принадлежности к носителям традиций и культуры своего края.

2.  Речка «Гакваринка» и ее водопады. Показ слайдов в сопровождении беседы воспитателя.

Цель: обогатить знания детей о родном крае.

3.Беседа: «Мои друзья»

Цель: формировать у детей понятие о том, что люди не похожи друг на друга, но все они равны; воспитывать у детей уважение и терпимость к людям, независимо от их социального происхождения, расовой и национальной принадлежности, внешнего вида, физического недостатка.

4.Нод. «Доведи дело до конца»

Цель: учить детей доводить начатое дело до конца, не бросать на полпути свою работу, учить предвидеть результат.

5.«Зима в Гаквари» - Смотр слайдов – фотографий зимнего пейзажа села, беседа.

Цель: привить детям любовь к родным местам, научить видеть красоту зимнего пейзажа.

6.Экскурсия на озеро.

Проведение во время экскурсии на льду зимней гакваринской игры «Берк!улъ».

Цель: расширять и дополнять знания детей о родном крае, знакомить с зимними играми гакваринцев.

7.Экскурсия в Дом культуры села.

 Цель: продолжать знакомить детей с достопримечатель-ностями села, показать мини-музей «Гьакварисезул цебесеб алат»- знакомить с бытом, утварью предков - гакваринцев.

Февраль

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.Нод «Кто сторожит тишину»

Цель: расширить представление детей о Российской армии, закрепить знания о разных военных профессиях и родах войск, рассказать о людях, прославивших нашу страну в годы войны, о том, как люди чтят их память.

2.Спортивное развлечение: «Хочется мальчишкам в армии служить»

Цель: развивать у детей быстроту, выносливость, силу, внимание.

3.Библиотека села. Экскурсия в библиотеку.

Цель: продолжать знакомить детей с достопримечательностями села, формировать представление детей о библиотеке как источнике добывания знаний.

4.«Собери герб, флаг России и Дагестана» - дидактическая игра.

Цель: закрепить знания детей о гербе и флаге России и Дагестана, формировать элементарные представления о происхождении и функции герба и флага.

5.  Нод. Художественно-эстетическое развитие (Аппликация)

– изготовление открыток для пап.

Цель: воспитывать желание порадовать пап, дедушек.

март

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

«Моя мама»

1.Нод «О мамах родных и очень важных»

Цель: воспитывать доброе, внимательное отношение к маме, стремление заботиться и помогать ей.

2.Изготовление подарка мамам и бабушкам.                                    Цель: прививать желание заботиться о своих близких и родных.

3. Праздник «8 Марта»                                                                            Цель: воспитывать желание поздравить мам и бабушек, заботиться о них.

4. Игра – путешествие: Махачкала – столица Дагестана.                    Цель: познакомить детей с достопримечательностями  Махачкалы. Формировать у детей понятие о Махачкале – столице, главном  городе Дагестана, воспитывать патриотические, гражданские чувства.

5.Игра - посиделки «В гостях у бабушки Патимат»

Цель: формировать  у детей понятие о дагестанском фольклоре: песнях, играх, потешках, воспитывать любовь к устному народному творчеству.

6.Медпункт села. Экскурсия

Цель: продолжать знакомить детей с учреждениями села. Знакомить с работой медсестры.

7.Сюжетно-ролевая игра «Дочки-матери»

Цель: способствовать возникновению игр на темы из окружающей жизни, развивать умение ладить друг с другом в совместной игре.

8.Праздник «День первой борозды».

Цель: формировать интерес к культуре своего народа, участвовать в мероприятиях села.

 

Апрель

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Май

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

«Наши космонавты»

1.Нод «Покорение космоса».

 

Цель: Дать представление о космосе, космическом пространстве; воспитывать уважение к трудной и опасной профессии космонавта. Учить фантазировать и мечтать.

 

2. Знаменитые люди Дагестана. Беседа о нашем дагестанце – космонавте Мусе Манарове.

Цель: воспитывать чувства признательности, уважения и гордости за своих земляков.

3.Составление альбома «Знаменитые люди Гаквари». Прошлое и настоящее.

Цель: формировать элементарные представления детей о людях, прославивших свой край; воспитывать чувство признательности, благодарности, уважения к знаменитым людям своего села.

4. Беседа: «Я и мое имя».

Цель: познакомить со значением имен детей и родителей; объяснить понятие имя, отчество, фамилия.

5.Нод. Физическое  развитие на тему:                                                             « Игры гакваринцев»

    

Цель: знакомить детей с играми предков.

  «Праздник Весны»

1.Развлечение «Весна в горах»

Цель: уточнить и систематизировать представление детей о весне» формировать интерес к культуре своего народа.

2. Коллективная

2.Беседа «Знамя Победы».

Цель: формировать элементарное представление об истории Отечества, закрепить и обобщить знания о видах флагов, об их назначении; дать краткие сведения из истории знамен.

3.Нод «Этот День Победы»

Цель: познакомить с жизнью детей во время ВОВ; формировать патриотические чувства, интерес к прошлому России.

4.Экскурсия к памятнику павшим ВОВ.                                                    Цель: донести до детей мысль, что спустя много лет люди помнят о событиях грозной войны, чтят память погибших.

 

5.Оформление стенда «Мы помним! Мы гордимся!»

Цель: воспитать любовь и уважение к землякам - защитникам родины.

 

6.Составление альбома «Гакваринцы - участники ВОВ»

Цель: формирование у детей чувства уважения, гордости и большой благодарности тем, кто защищал нашу Родину.

7.Нод «День защиты детей»

Цель: продолжать знакомить с Конвенцией о правах ребенка в доступной для дошкольников форме.

 

 

8.Конкурс рисунков «Мое любимое село»                                      (совместно с родителями)

 Цель: воспитывать любовь и уважение к нашей малой Родине»

Работа с родителями                                                                               

 1.Привлечь родителей к сбору краеведческого и познавательного материала для пополнения экспозиции групповых уголков краеведения.

2Провести консультации:

«Как воспитать маленького патриота» Рекомендации.

«Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников в семье».

«Расскажите детям о своих любимых местах в селе, когда и почему вы их полюбили».

3.Открытое мероприятие: Викторина «Мы – патриоты».

  1. Круглый стол «Воспитание любви к родному краю, к детском саду и семье».

5. Провести совместно с родителями развлечение национальных игр и забав (Как играли наши бабушки и дедушки).

6.Провести экскурсию в лес совместно с родителями                                                                                            «Осень золотая».

7. Открытый просмотр Нод по познавательному развитию на тему: «Сохраним культуру малой Родины».

8 Субботник совместно с родителями «Сохраним красоту природы родного края».

 

 

 

 

Список литературы:

- Программа «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Веракса, Т.С. Комарова, М.А.Васильевой

- О.В. Данилина, Дошкольнику – об истории и культуре России: Пособие для реализации государственной программы патриотическое воспитание граждан РФ на 2001-2005 годы. – М.: АРКТИ, 2004;

- Якушева Т.А.  Воспитание гражданско-патриотических чувств у ребенка старшего дошкольного возраста. // Дошкольная педагогика 2006, №1;

- Алешина Н.В. Патриотическое воспитание дошкольников.- М.: ЦГЛ, 2004.-156 с.

-Ковалева, Г.А. Воспитывая маленького гражданина. – М.:АРКТИ, 2005;

- Комратова Н.Г., Грибова Л.Ф. Патриотическое воспитание детей 4-6 лет. – М.: ТЦ Сфера, 2007.

- Маханаева М.Д. Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста. Москва, 2005;

 - «Гаквари, наш отчий дом» Сулейманов Д.О. Махачкала - Из-во «Лотос»2016г.