Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
« Нижнегакваринская школа-сад»
Проект на тему:
«Моя малая родина-Гаквари».
Воспитатель старшей группы: Абакарова А.У.
с.Н.Гаквари.
«Посвящение Гаквари»
Равны во мне планета и аул
Где белый свет увидел я впервые
И ветер странствий ветер не задул
Любви к нему, когда я жил в России
Пусть пролетели лучшие года
Стремительною снежною лавиной
Но час пройдет и болше никогда
Мой Гаквари, тебя я не покину.
М. Абдулхабиров
Паспорт проекта:
Тема проекта: « Моя малая родина- Гаквари»
Воспитатель: Абакарова Асият Узумгаджиевна.
Участники проекта: воспитатели, дети старшей группы и их родители.
Тип проекта: долгосрочный
Вид проекта: познавательно-исследовательский.
Срок реализации проекта: сентябрь-май
Любовь маленького ребенка - дошкольника к Родине начинается с любви к самым близким людям: отцу и матери, дедушке и бабушке, с любви к своему дому, улице, на которой он живет, к детскому саду, к родному селу и т.д.
Мы живем в сложное время, когда отклонения становятся нормой: нормой стало всячески уклониться от службы в армии; нормой стало видеть в домах престарелых пожилых родителей, при живых детях; также нормой стало – видеть в домах ребенка детей, при живых родителях.
Актуальность данной проблемы заключается в том, что:
Дети, начиная с дошкольного возраста, страдают дефицитом знаний о родном крае, стране, об особенностях традиций. Результатом этого является равнодушное отношение к близким людям, товарищам по группе, недостаток сочувствия и сострадания чужому горю.
Как бы ни менялось общество, воспитать у подрастающего поколения любовь к своей стране, гордости за нее – необходимо всегда. Дошкольный возраст– фундамент общего развития ребенка, стартовый период всех высоких человеческих начал. Сейчас в период нестабильности в обществе, возникает необходимость вернуться к лучшим традициям нашего народа, края, к его вековым корням, к таким вечным понятиям, как род, родство, Родина.
Знакомство детей с родным краем: с историко-культурными, национальными, географическими, природными особенностями формирует у них такие черты характера, которые помогут им стать патриотом и гражданином своей Родины. Ведь, яркие впечатления о родной природе, об истории родного края, полученные в детстве, нередко остаются в памяти человека на всю жизнь.
Проблема:
Большое значение для познавательного, социально-личностного и нравственного развития детей дошкольного возраста имеет знакомство с родным селом, его достопримечательностями, улицей, на которой проживает ребенок, с известными людьми, природными памятниками, социальными объектами.
Родители, даже коренные жители, имеют недостаточно знаний о своем селе, районе, не уделяют должное внимание данной проблеме, считая ее неважной, дети не владеют достаточной информацией о родном селе. Не имея достаточного количества знаний, трудно сформировать уважительное отношение к малой Родине.
Следовательно, мы считаем данную проблему актуальной не только для нашего детского сада, но и для общества в целом.
Цель проекта: сформировать у детей и родителей устойчивый интерес к культурным ценностям села, ознакомление с его прошлым и настоящим, чувство уважения к его жителям, гордость от осознания принадлежности к жителям села Гаквари через обогащение и систематизацию краеведческих знаний и представлений, ознакомление с животным и растительным миром родного края.
Задачи:
- Знакомить детей с достопримечательностями села, с названиями улиц.
- Формировать представление детей о праздниках, обычаях и традициях своего народа.
- Расширять знания детей о профессиях села и значимости их труда.
- Воспитывать любовь к родному селу, бережное отношение к растительному и животному миру края.
- Повысить уровень компетентности родителей по вопросам патриотического воспитания старших дошкольников через использование активных форм взаимодействия.
Этапы работы:
1 этап - Подготовительный, включает в себя
- определение цели и задач проекта, составление плана проекта;
- формирование интереса детей к знакомству с историей и культурой родного села, его достопримечательностями.
- анкетирование родителей и детей, с целью выявления уровня знаний и представлений об истории и культуре родного края.
2 этап – Основной
- образовательная деятельность с детьми и родителями;
- исследовательская деятельность с детьми;
- проведение экскурсий, мероприятий совместно с семьями воспитанников;
- пополнение развивающей среды;
3 этап – Заключительный
- выявление уровня знаний, умений, навыков по данной теме;
- систематизация собранного материала по теме;
- презентация проекта;
Планируемые результаты реализации проекта:
- Обогащение и систематизирование знаний детей об истории села и его культурных ценностях. Сформирование устойчивого интереса к изучению данной проблемы.
- Повышение родительской компетентности по представленной проблеме.
- Участие семей воспитанников в учебно-воспитательном процессе.
- Разработать методическое и дидактическое сопровождение по данному разделу.
- Реализация проекта позволит повысить детскую, родительскую и педагогическую компетентность в вопросах истории, культуры села, поможет сформировать заботливое отношение к родному селу, к ее природе.
Методы проекта:
1.Наблюдения
2.Совместные игры
3.Анкетирование
4.Познавательные игровые занятия.
5 Беседы.
Перспективы развития проекта:
Продолжать работу в оборудовании уголка по патриотическому воспитанию, мини-музей «Очаг мой - родной Гаквари».
Перспективный план по разделу
«Я люблю свою малую Родину – Гаквари»
месяц |
|
Формы работы |
Сентябрь |
|
Мой любимый детский сад 1.Экскурсия по детскому саду и знакомство с трудом сотрудников Цель: познакомить с помещениями и сотрудниками детского сада. 2.Беседа о важности труда всех людей, работающих в детском саду Цель: углубить знания детей о том, что в детском саду работает много людей, которые заботятся о них. 3.Пение песен и чтение стихов о детском саде. Цель: развивать речь детей. 4. Беседа: «Наш детский сад» Цель: закреплять, углублять и расширять знания детей о работе воспитателя, помощника воспитателя, повара, дворника, кочегара, сторожа. 5.НОД: «Будем дружно мы играть» Цель: уточнить знания детей о доброжелательном отношении к сверстникам, о том, что надо играть дружно. 6.Выставка детских рисунков на тему «Мой любимый детский сад» Цель: вызвать у детей желание отражать в рисунке свои впечатления и представления. 7. Составление альбома «Мой любимый детский сад» Цель: воспитывать любовь к своему детскому саду, воспитывать уважение к сотрудникам детского сада.
|
октябрь
|
|
Моя семья 1.«Моя семья» Цель: формировать представление о составе семьи, воспитывать любовь и уважение к близким родным людям. 2.Рассказы детей о членах семьи на основе личного опыта. Цель: прививать любовь и уважение к близким, родным, уважение к их труду. 3.Беседа: «Уважай отца и мать – будет в жизни благодать Цель: воспитывать любовь и уважение к родителям. 4.Рисование на тему «Моя семья» Цель: вызвать у детей желание отражать в рисунке свои впечатления и представления. Воспитывать любовь и уважение к членам своей семьи. 5.Сюжетно-ролевая игра «Семья» Цель: воспитывать любовь и уважение к членам своей семьи. 6. Пословицы и поговорки «О семье» |
ноябрь
|
|
1.НОД «Мамы всякие нужны, мамы всякие важны» Цель: закрепить знания детей о труде мамы дома и на работе, воспитывать чувство любви, уважения и заботы о женщинах; расширять представления о профессиях. 2.НОД «Государственный флаг РФ» Цель: познакомить с Государственным флагом РФ, назначении, символике цветов и их взаиморасположении. 3.Беседа «Наша Родина – Россия» Цель: уточнить, углубить знания и представления о России (территория, президент, столица, язык) 4.НОД «Путешествие из Москвы в Дагестан» Цель: продолжать знакомить с республикой и с ее символами; 5.Чтение стихов о Родине и маме. Цель: воспитывать чувство любви и уважения к Родине и матери, развивать речь 6.Рисование на тему: «Каспийское море» Цель: вызвать у детей желание отражать в рисунке свои впечатления и представления. 7.Беседа «Цумадинский район, Гаквари – моя малая Родина» Цель: воспитывать любовь и уважение к малой Родине. 8.Чтение и разучивание стихов о своей малой родине – Гаквари Цель: развивать речь детей, память. 9.Экскурсия на мельницу. Цель: дать детям понимание того, каким нелегким трудом достается хлеб, воспитывать уважение к труду хлеборобов. 9.НОД «Пеку, пеку хлебушек» Цель: познакомить с процессом выращивания хлеба, дать представления о том, как хлеб пришел к нам на стол; Воспитывать бережное отношение к хлебу, уважение к человеческому труду, понимание того, что труд каждого делает нашу жизнь, страну лучше и богаче. 10. Нод по музыкальному развитию: Разучивание гимна Дагестана на аварском языке. Цель: развивать речь, память детей, воспитывать любовь и уважение к родному аварскому языку. |
Декабрь
|
|
Новый год у ворот 1. НОД «Что за праздник у ворот» Цель: расширять и углублять знания детей о новогоднем празднике. 2.Беседа: «Мой дом, улица, на которой я живу» Цель: продолжать знакомить детей с родным селом, развивать коммуникативные умения. 3.Беседа: Природа родного края Цель: формировать представление детей о красоте природы родного края, воспитывать чувство гордости за то, что они живут в такой прекрасной стране. 4.Жилые и административные здания. Конструирование Цель: Обобщать и систематизировать знания детей о разнообразии зданий. 5.Беседа: История возникновения села Гаквари. Цель: познакомить детей с историей возникновения села; развивать умение понимать неразрывную связь «прошлое» - «настоящее» 6.Гимн Гаквари – ознакомление детей. Цель: развивать память, речь детей 7.Рассматривание фотографий с изображением памятников природы Гаквари: Зайнкорт, Бездонное озеро, Еловая роща, Дуб-гигант. Цель: прививать интерес и любовь к родной природе. 8.Изготовление альбома «Гаквари – мой дом родной» Цель: прививать любовь бережное отношение к природе, расширять знания детей о родном крае. 9. Стенд «Моя малая родина – Гаквари» Цель: расширять знания детей о родном крае 10. Беседа: «Животный мир нашего края». Цель: формировать представление об условиях среды, к которой приспособились животные нашего края; развивать у детей познавательный интерес к жизни животных нашего края; воспитывать бережное отношение к животным. 11.Праздник «Новогодний карнавал» Цель: создать у детей радостное настроение |
январь
|
|
1. Беседа: «Традиции села» Цель: Воспитывать чувство гордости от осознания принадлежности к носителям традиций и культуры своего края. 2. Речка «Гакваринка» и ее водопады. Показ слайдов в сопровождении беседы воспитателя. Цель: обогатить знания детей о родном крае. 3.Беседа: «Мои друзья» Цель: формировать у детей понятие о том, что люди не похожи друг на друга, но все они равны; воспитывать у детей уважение и терпимость к людям, независимо от их социального происхождения, расовой и национальной принадлежности, внешнего вида, физического недостатка. 4.Нод. «Доведи дело до конца» Цель: учить детей доводить начатое дело до конца, не бросать на полпути свою работу, учить предвидеть результат. 5.«Зима в Гаквари» - Смотр слайдов – фотографий зимнего пейзажа села, беседа. Цель: привить детям любовь к родным местам, научить видеть красоту зимнего пейзажа. 6.Экскурсия на озеро. Проведение во время экскурсии на льду зимней гакваринской игры «Берк!улъ». Цель: расширять и дополнять знания детей о родном крае, знакомить с зимними играми гакваринцев. 7.Экскурсия в Дом культуры села. Цель: продолжать знакомить детей с достопримечатель-ностями села, показать мини-музей «Гьакварисезул цебесеб алат»- знакомить с бытом, утварью предков - гакваринцев. |
Февраль
|
|
1.Нод «Кто сторожит тишину» Цель: расширить представление детей о Российской армии, закрепить знания о разных военных профессиях и родах войск, рассказать о людях, прославивших нашу страну в годы войны, о том, как люди чтят их память. 2.Спортивное развлечение: «Хочется мальчишкам в армии служить» Цель: развивать у детей быстроту, выносливость, силу, внимание. 3.Библиотека села. Экскурсия в библиотеку. Цель: продолжать знакомить детей с достопримечательностями села, формировать представление детей о библиотеке как источнике добывания знаний. 4.«Собери герб, флаг России и Дагестана» - дидактическая игра. Цель: закрепить знания детей о гербе и флаге России и Дагестана, формировать элементарные представления о происхождении и функции герба и флага. 5. Нод. Художественно-эстетическое развитие (Аппликация) – изготовление открыток для пап. Цель: воспитывать желание порадовать пап, дедушек. |
март
|
|
«Моя мама» 1.Нод «О мамах родных и очень важных» Цель: воспитывать доброе, внимательное отношение к маме, стремление заботиться и помогать ей. 2.Изготовление подарка мамам и бабушкам. Цель: прививать желание заботиться о своих близких и родных. 3. Праздник «8 Марта» Цель: воспитывать желание поздравить мам и бабушек, заботиться о них. 4. Игра – путешествие: Махачкала – столица Дагестана. Цель: познакомить детей с достопримечательностями Махачкалы. Формировать у детей понятие о Махачкале – столице, главном городе Дагестана, воспитывать патриотические, гражданские чувства. 5.Игра - посиделки «В гостях у бабушки Патимат» Цель: формировать у детей понятие о дагестанском фольклоре: песнях, играх, потешках, воспитывать любовь к устному народному творчеству. 6.Медпункт села. Экскурсия Цель: продолжать знакомить детей с учреждениями села. Знакомить с работой медсестры. 7.Сюжетно-ролевая игра «Дочки-матери» Цель: способствовать возникновению игр на темы из окружающей жизни, развивать умение ладить друг с другом в совместной игре. 8.Праздник «День первой борозды». Цель: формировать интерес к культуре своего народа, участвовать в мероприятиях села.
|
Апрель
Май
|
|
«Наши космонавты» 1.Нод «Покорение космоса».
Цель: Дать представление о космосе, космическом пространстве; воспитывать уважение к трудной и опасной профессии космонавта. Учить фантазировать и мечтать.
2. Знаменитые люди Дагестана. Беседа о нашем дагестанце – космонавте Мусе Манарове. Цель: воспитывать чувства признательности, уважения и гордости за своих земляков. 3.Составление альбома «Знаменитые люди Гаквари». Прошлое и настоящее. Цель: формировать элементарные представления детей о людях, прославивших свой край; воспитывать чувство признательности, благодарности, уважения к знаменитым людям своего села. 4. Беседа: «Я и мое имя». Цель: познакомить со значением имен детей и родителей; объяснить понятие имя, отчество, фамилия. 5.Нод. Физическое развитие на тему: « Игры гакваринцев»
Цель: знакомить детей с играми предков. «Праздник Весны» 1.Развлечение «Весна в горах» Цель: уточнить и систематизировать представление детей о весне» формировать интерес к культуре своего народа. 2. Коллективная 2.Беседа «Знамя Победы». Цель: формировать элементарное представление об истории Отечества, закрепить и обобщить знания о видах флагов, об их назначении; дать краткие сведения из истории знамен. 3.Нод «Этот День Победы» Цель: познакомить с жизнью детей во время ВОВ; формировать патриотические чувства, интерес к прошлому России. 4.Экскурсия к памятнику павшим ВОВ. Цель: донести до детей мысль, что спустя много лет люди помнят о событиях грозной войны, чтят память погибших.
5.Оформление стенда «Мы помним! Мы гордимся!» Цель: воспитать любовь и уважение к землякам - защитникам родины.
6.Составление альбома «Гакваринцы - участники ВОВ» Цель: формирование у детей чувства уважения, гордости и большой благодарности тем, кто защищал нашу Родину. 7.Нод «День защиты детей» Цель: продолжать знакомить с Конвенцией о правах ребенка в доступной для дошкольников форме.
8.Конкурс рисунков «Мое любимое село» (совместно с родителями) Цель: воспитывать любовь и уважение к нашей малой Родине» |
Работа с родителями
1.Привлечь родителей к сбору краеведческого и познавательного материала для пополнения экспозиции групповых уголков краеведения.
2Провести консультации:
«Как воспитать маленького патриота» Рекомендации.
«Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников в семье».
«Расскажите детям о своих любимых местах в селе, когда и почему вы их полюбили».
3.Открытое мероприятие: Викторина «Мы – патриоты».
- Круглый стол «Воспитание любви к родному краю, к детском саду и семье».
5. Провести совместно с родителями развлечение национальных игр и забав (Как играли наши бабушки и дедушки).
6.Провести экскурсию в лес совместно с родителями «Осень золотая».
7. Открытый просмотр Нод по познавательному развитию на тему: «Сохраним культуру малой Родины».
8 Субботник совместно с родителями «Сохраним красоту природы родного края».
Список литературы:
- Программа «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Веракса, Т.С. Комарова, М.А.Васильевой
- О.В. Данилина, Дошкольнику – об истории и культуре России: Пособие для реализации государственной программы патриотическое воспитание граждан РФ на 2001-2005 годы. – М.: АРКТИ, 2004;
- Якушева Т.А. Воспитание гражданско-патриотических чувств у ребенка старшего дошкольного возраста. // Дошкольная педагогика 2006, №1;
- Алешина Н.В. Патриотическое воспитание дошкольников.- М.: ЦГЛ, 2004.-156 с.
-Ковалева, Г.А. Воспитывая маленького гражданина. – М.:АРКТИ, 2005;
- Комратова Н.Г., Грибова Л.Ф. Патриотическое воспитание детей 4-6 лет. – М.: ТЦ Сфера, 2007.
- Маханаева М.Д. Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста. Москва, 2005;
- «Гаквари, наш отчий дом» Сулейманов Д.О. Махачкала - Из-во «Лотос»2016г.